Сапоги на пуговицах

Материал из СпецОдежда
Перейти к: навигация, поиск
« Яркий красный цвет подошв просто показывает публике, что они мои, и не несет никакой другой функции »

Сапоги на пуговицах c середины XIX до начала XX века были повседневной обувью как для мужчин, так и для женщин всех классов. Сапоги на пуговицах и с низкими каблуками делали из кожи или более легкой парусины для лета. Впереди располагался ряд пуговиц с петлями для них. Застежка обеспечивала плотную посадку, сохраняла ноги в тепле и сухости и хорошо поддерживала щиколотки. Женские сапоги на пуговицах постепенно превратились в корсет для ступней. Наиболее сложными их модели были в период с 1870 по 1914 год, когда количество пуговиц доходило до двадцати пяти на каждом сапоге.

Пуговицы застегивали специальным крючком - стальным стержнем разной длины с загнутым кончиком. В Викторианскую эпоху такие крючки стали крайне декоративными. Самые дорогие модели делали из драгоценных металлов и украшали ювелирными камнями. Крючок проталкивали в петлю и располагали вокруг ножки пуговицы. Одно быстрое движение и поворот запястья, и пуговица оказывалась застегнутой. Некоторые крючки достигали в длину 30 см. Ими пользовались затянутые в корсет или очень полные женщины. Застегнуть пуговицы на сапожках было непростой задачей. Этот процесс подробно описала писательница Эйлин Элиас в 1910 году: «Петли для пуговиц были такими тугими и узкими, что они причиняли боль пальцам, а крючок для пуговиц не всегда оказывался под рукой. Даже если он у вас был, обязательно протаскивал в петлю не ту пуговицу. Я сидела и боролась с моими сапогами, глотая слезы».

Обувь, плотно облегающая ногу, выглядела в высшей степени элегантно. Но как только она оказывалась на ногах, ее приходилось носить весь день, поправить ничего было нельзя. Это причиняло боль, ноги отекали. Дома горничная, экономка или няня всегда носили крючок для пуговиц на специальном поясе-цепочке.

Сапожки ненадолго вернулись в моду в 1950-х годах вместе с ностальгией по стилю new look. Модели из черного атласа от Julianelli продавали вместе с крючком.
Эти в высшей степени сексуальные сапожки от Louboutin напоминают о великих любовницах конца XIX века.

На стыке веков количество пуговиц на сапогах увеличилось, застегивать их стало еще труднее, если владельцы не обладали очень тоненькими и ловкими пальчиками. Поэтому из мужской моды они вышли. В женских нарядах пуговицы были и на одежде, и на обуви. Поэтому требовались разнообразные крючки, чтобы их застегивать. Писательница Гвен Раверат в своей автобиографии вспоминает детство в конце XIX века: «Должно было быть что-то аристократическое в пуговицах на всем, что могло застегиваться и расстегиваться. Пуговицы от горла до подола на ночной рубашке, пуговицы на рукавах, пуговицы на сорочке и панталонах, пуговицы повсюду. Неизвестный гений, придумавший, что одежду можно просто надевать через голову, еще не родился. Не родился и его брат-близнец, придумавший эластик».

«Суть моих работ не в том, чтобы угодить женщинам, а в том, чтобы угодить мужчинам». Кристиан Лубутен

Пуговицы, с точки зрения Раверат, показывали, что у человека есть время и деньги. Деньги, чтобы заплатить служанке, которая будет помогать одеваться, и время, чтобы застегнуть все эти пуговицы. Городские бедняки носили сапоги со шнуровкой. Сапоги с застежкой на пуговицах явно стали тендерной обувью, и Раверат пишет о том, как ей «хотелось, чтобы разрешили носить обычные мальчиковые сапоги с маленькими медными крючками для шнурков. Я страстно желала именно такие. Но у меня всегда были сапоги на пуговицах, которые я считала немужественными. Был большой скандал, когда Чарльза заставили надеть пару моих старых сапог на пуговицах, и мы оба сочли это оскорблением для его пола».

По мере того как сапоги на пуговицах уходили из мужской моды, они начали приобретать репутацию сексуального предмета одежды. Частично это было связано с популярностью «Девушки Гибсона». Этот эдвардианский персонаж придумал иллюстратор Чарльз Дана Гибсон.

Он стал невероятно популярным изображением новой американской женственности с высокой сложной прической, в блузке с узкими складками, в юбке с турнюром и в сапожках на пуговицах. В 1920-х годах сапоги на пуговицах постепенно исчезли под напором городской обуви и не появлялись до 1970-х годов, когда они вместе с моделями до щиколотки на шнуровке в стиле XIX века получили название «бабушкиных сапог». В наши дни в них есть очарование ретро. Но чтобы их надеть, требуется время. А это несовместимо с быстро движущейся культурой XXI века. Правда, есть исключения. Модель «Ronfifi 100 Button Boots» от Christian Louboutin обыгрывает их современную сексуальность с оттенком милитари. Это сапоги из черной кожи на фирменной красной подошве с каблуком-шпилькой в 10 см. Сапоги на пуговицах стали контркультурной формой для некоторых уличных течений, таких как готы и стимпанк.

Последователи стимпанка зачарованы викторианской фантастикой, особенно книгами Жюля Верна и Герберта Уэллса, отношениями этих писателей с зарождающейся технологией, научными экспедициями и индустриализацией. Вместо того чтобы представлять будущее, стимпанк смотрит в прошлое, чтобы создавать сценарии «а если бы», например: что будет, если поместить компьютер или атомную бомбу в диккенсовский Лондон. Влияние стимпанка заметно и в японских аниме, в таких фильмах как «Ходячий замок» (2004), и в элегантном течении готов-аристократов, отпочковавшемся от направления «готические Лолиты». Последователи не придерживаются никаких строгих правил в выборе одежды. Но некоторые викторианские предметы одежды пользуются популярностью, включая корсеты и кринолины для женщин и военную форму для мужчин. Из аксессуаров выбирают карманные часы на цепочке, зонтики. Ищут сочетания механизма и анатомии. Сапоги на пуговицах обладают правильной ностальгической привлекательностью. Более того, оригинальные модели настолько далеки от моды, что выглядят достаточно эксцентричными. Лейбл Pleaser Shoe продает ретровикторианские сапоги с пуговицами сбоку и слегка вытянутым носком на низком каблуке «Людовик». Лейбл UturnUtopia скопировал застежку на пуговицах, но добавил невидимую «молнию».

Содержание статей об истории обуви

ВведениеОбувь до XVI векаСандалииМокасиныМюлиГладиаторыШлепкиТабиТуфли с пряжкамиВинклпикерыСабоЭспадрильиБотфортыПлатформаТанкеткаXVI-XVIII векаРидингиДжекбутыБрогиСлапсолыОксфордыКаблук «Людовик»БалеткиГамашиТапочкиКубинский каблукВаленкиXIX векВеллингтоныУгги«Мэри Джейн»Наборный каблукТеннисные туфлиСапоги челсиСапоги на пуговицахЛодочкиКовбойские сапогиСпектаторыОбувь-фетишXX векТуфли для гольфаТуфли для тангоDr.MartensПиратские сапогиКроссовкиВысокие туфли без каблукаРемешок вокруг щиколоткиБайкерские сапогиТуфли с открытой пяткойЛоферыБотильоныПенни-лоферыТуфли с открытым носкомДезертыКриперыШпилькаМюли SpringolatorКаблуки-рюмочкиОртопедические сандалииЛодочки «Пилигрим»Сапоги-чулкиСапоги гоу-гоуЛуноходыКаблук-конусОбувь для работы