Сабо

Материал из СпецОдежда
Перейти к: навигация, поиск
« Я ненавижу сабо! Они фальшивы, уродливы и при этом еще и неудобны!
Кристиан Лубутен
»

Сабо - это рабочая обувь унисекс, родственниками которой являются голландские и французские деревянные закрытые башмаки, державшие ноги сухими и защищавшие их как от навоза, так и от рыболовных крючков. Самые старые сабо были найдены в Амстердаме и датируются примерно 1230 годом. Становится понятно, почему сабо стали национальным, пусть и стереотипным, символом Голландии вместе с мельницами и сыром «Эдам». Изначально сабо делали вручную. Каждую пару приходилось вырезать из одного и того же дерева в одно и то же время, чтобы не появились трещины. Сначала пилой выпиливали приблизительную форму, а затем резцом вычищали внутреннее пространство. В наши дни это делают машины.

Сабо были популярны во всех странах Северной Европы. Они стали дешевой альтернативой босым ногам и должны были служить всю жизнь. Дерева, будь то бук, береза, ольха или клен, было в избытке. Единственный недостаток: сабо жесткие, в них неудобно ходить на большие расстояния. Но их обычно носили с толстыми носками и набивали соломой.

К XIX веку индустриализация в Британии привела к тому, что сабо стали носить не только в сельской местности, но и в городах. На севере Англии их можно было увидеть на ногах фабричных рабочих. В мануфактурных центрах, таких как Ланкашир, прославившихся своими хлопкопрядильными фабриками и угольными шахтами, появился новый вид развлечения для рабочего класса: танец соло в сабо. Вдохновленные стуком и движением станков танцоры отбивали ритм на мощенных камнями улицах, выполняя серию сложных танцевальных движений. Это городское увеселение нашло дорогу в мюзик-холлы. Дэн Лино собирал восхищенные толпы в 1883 году после своей победы на мировом чемпионате по танцам в сабо.

Клара Боу

Сабо стали стереотипным атрибутом стиля голландской девушки.

Новый взгляд (осень зима 2007)

Функциональная обувь появляется на подиуме, когда такие бренды, как Victor&Rolf, хотят поиграть с принципами гламура.

К 1920-м годам победил более изысканный вариант таких танцев - чечетка. Она лучше подходила к синкопированным звукам джаза и не вызывала никаких ассоциаций с бедностью. Сабо почти не носили до 40-х годов, когда нехватка кожи привела к возрождению этой практичной обуви. Модные журналы, включая Vogue, пытались продвигать сабо не только как наиболее патриотичную обувь, но и очень модный акцент. На большинство женщин сабо впечатления не произвели, и они продолжали носить менее модную танкетку.

С этого момента сабо переживали несколько возвращений, волшебным образом появляясь в суровые периоды рецессии как символ серьезности и снова исчезая в «сытые» времена. В 1970-х годах сабо взлетели на гребень моды как раз в тот момент, когда оптимизм 60-х исчез, развеявшись в наркотическом тумане саморазрушения. На горизонте замаячил экономический спад. В 1971 году был опубликован потрясающий феминистский трактат «Женщины-евнухи» писательницы Жермен Грир, острое полемическое произведение против патриархата и его связи с капитализмом. Грир рассматривала систему моды как один из культурных институтов, подавляющих женщину, навязывая идеалы красоты, которым невозможно соответствовать. Особенно яростно писательница осуждала непрактичную обувь, которая «нарушает сокращение мышц бедер и таза, меняет угол наклона позвоночника». Что могла надеть радикальная феминистка, чтобы не стать жертвой моды или сексуальным объектом, но при этом выглядеть достаточно стильно? Конечно же, сабо - обувь, которая наконец стала модной, и этот прорыв, по иронии, был связан с требованиями движения против моды.

Традиционные шведские бренды стали удивительно популярными, включая Sandgrens и Troentorp, выпускавшие сабо высокого качества с начала XX века, и Ugglebo, основанную в 1965 году. Президент Ugglebo Дэйв Гизе называет 70-е гг. эрой сабомании: никто не мог произвести сабо в количестве, достаточном для всех тех людей, которых заразила жажда получить стильную цветную обувь. Это относилось не только к Швеции, но ко всему миру. Ретейлерам приходилось скупать все сабо, которые только попадали к ним в руки.

Сабо с леопардовым принтом 70-х годов

70-е годы были эрой «сабомании», когда эту обувь носили и женщины, и мужчины.

Chanel (весна-лето 2010)

Chanel снова представил сабо на высокой платформе, царившие в моде в 70-х годах.

У многих женщин было по десять-двенадцать пар в их гардеробе». В Голландии Ян Янсен придумал обновленные традиционные голландские сабо и создал модель Woody с верхом из яркой кожи, с зубчатым краем и круглыми дырочками по бокам. Это был мировой успех, было продано 100 000 пар.

Другие дизайнеры обуви, такие как Бруно Мальи (Bruno Magli), начали экспериментировать с традиционной формой. Вскоре о функциональности все забыли, и сабо теперь предназначались для рынка моды, а не для феминисток. Каблуки становились все крупнее, платформа все массивнее - до 1978 года, когда появились Slide Clog от Candies (такие носит Оливия Ньютон Джон в фильме «Бриолин»), ставшие одной из самых продаваемых моделей в Америке.

В самом начале 80-х годов спрос на сабо исчез, но совсем недавно они начали возвращаться, так как мировая экономика переживает спад. Сабо от Pierre Hardy на деревянной платформе были мгновенно проданы, как только появились под брендом Сар в 2010 году. Такие бренды, как Chanel, Міu Міu, Маті, Jimmy Choo и Ralph Lauren, также представили дизайны сабо. Они достигли экошика в руках работающей в Лос-Анджелесе дизайнера Коллин Кордеро (Calleen Cordero), представившей свои модели в 1999 году. Ее деревянная обувь делается вручную из крепкой ольхи и окрашенной растительными красителями кожи с отделкой из медных и никелевых гвоздей. Эти инновационные сабо стали настоящим обувным феноменом, их любят и ненавидят с одинаковым энтузиазмом. Компания Croc находится в Колорадо. Она была основана в 2002 году тремя мужчинами: Джорджем Бедекером-младшим, Линдоном В. Хансоном и Скоттом Симансом с целью производства, продвижения на рынке и распространения гибрида сабо-сандалий.

Сабо на танкетке от Calleen Cordero. Сабо на платформе от Kurt Ceiger. Сабо на завязках от Chloe.


Коллин Кордеро добавила высокую танкетку к своей модели из вощеной кожи Caucho.

Курт Гейгер добавляет черную кожу и гвозди, чтобы превратить сабо в фетиш.

Сабо на завязках от Chloe - современный гламур с высокой танкеткой и ремешками.

Сабо-ботильоны от Hasbeen. Сабо-мюли от Chloe Sevigny. Сабо с мехом от Carvela.

Деревянная подошва сабо от Hasbeen в дуэте с черными ботильонами до щиколотки.

Хлоэ Севиньи придумала сабо из черной кожи на высоченных каблуках для модных бутиков Opening Ceremony (2010).

Зимняя модель Alpine с оторочкой из искусственного меха от Carvela.

Для верхней части использованы яркие однотонные цвета. Сабо сделаны из Croslite - литой пластиковой резины, которую выпускает канадская компания Foam Creations. Бренд Croc привнес элемент детской легкости в функциональную обувь, который делает ее невероятно привлекательной. При этом обувь комфортная, обеспечивает циркуляцию воздуха и не нарушает кровообращения в ступнях. Мужское трио быстро сообразило, что у них в руках хит, поэтому в 2004 году они купили Foam Creations и получили эксклюзивные права на Croslite.

Сабо от Croc имели огромный мировой успех. Модель Beach с дренажными отверстиями выпускались в двадцати разных цветах. Их носили такие знаменитости, как Аль Пачино, Джек Николсон, Джаред Дето, Кейт Миддлтон. Даже президента Джорджа Буша видели в таких сабо серого цвета. Яркие цвета привлекали внимание, а образ детства поддерживал логотип с довольным крокодилом. В 2005 году в месяц продавали более 1 000 000 пар. К 2007 году доход достиг 847 миллионов долларов США.

Но в тот же год прозвучало предупреждение Роберта Фрика из журнала Personal Finance: «Если что и выглядит как настоящее чудачество, так это сабо Сгос». И он продолжил: «Продажам не обязательно существенно падать, чтобы инвесторы разбежались. От акций таких созданий моды стоит избавляться при первых тревожных симптомах».

Слова Фрика оказались пророческими. В 2009 году продажи как будто замерли, и компания уволила 2000 сотрудников. В мае 2010 года журнал Time внес сабо Сгос в список «50 худших изобретений», добавив: «Не имеет значения, насколько они популярны, они достаточно уродливы». Но в 2011 году бренд обозначил свое возвращение, выпустив Crocassin, мокасины из своего фирменного материала Croslite, а также шлепки, сапоги и кроссовки.

Содержание статей об истории обуви

ВведениеОбувь до XVI векаСандалииМокасиныМюлиГладиаторыШлепкиТабиТуфли с пряжкамиВинклпикерыСабоЭспадрильиБотфортыПлатформаТанкеткаXVI-XVIII векаРидингиДжекбутыБрогиСлапсолыОксфордыКаблук «Людовик»БалеткиГамашиТапочкиКубинский каблукВаленкиXIX векВеллингтоныУгги«Мэри Джейн»Наборный каблукТеннисные туфлиСапоги челсиСапоги на пуговицахЛодочкиКовбойские сапогиСпектаторыОбувь-фетишXX векТуфли для гольфаТуфли для тангоDr.MartensПиратские сапогиКроссовкиВысокие туфли без каблукаРемешок вокруг щиколоткиБайкерские сапогиТуфли с открытой пяткойЛоферыБотильоныПенни-лоферыТуфли с открытым носкомДезертыКриперыШпилькаМюли SpringolatorКаблуки-рюмочкиОртопедические сандалииЛодочки «Пилигрим»Сапоги-чулкиСапоги гоу-гоуЛуноходыКаблук-конусОбувь для работы