Платформа в обуви

Материал из СпецОдежда
(перенаправлено с «Платформа»)
Перейти к: навигация, поиск

Платформа. «Мне нравится, что девушки становятся выше, выше и выше, особенно мне нравятся высокие девушки в обуви на платформе. Это божественно!»

Историческим прообразом платформы являются котурны или башмаки на толстой деревянной подошве, которые закреплялись на ноге с помощью полосок кожи или ткани. В 1930-х годах дизайнеры Андре Перуджа, Роже Вивье, Дэвид Эвинс и Сальваторе Феррагамо соединили подошву-платформу и дамские туфли, мгновенно добавив голливудское волшебство обычной обуви. Платформа нарушила все правила дизайна. Предполагается, что женские ножки должны быть легкими и изящными, но из-за нее они казались тяжелыми и неуклюжими.

Новая толстая и высокая подошва, как и многие другие стили обуви, впервые появилась на пляжных сандалиях. С середины 1930-х годов платформу делали составной, соединяя переднюю и заднюю части шарнирами, чтобы было удобнее ходить. Перуджа внес столь необходимую нотку гламура в этот стиль. Пара, созданная им в 1938 году для французской кинозвезды Арлетти, была выполнена из золотой лайки. Ремешки модели застегивались вокруг щиколотки, а пробковая платформа также была обтянута золотой кожей. Самые экстравагантные платформы предлагал Сальваторе Феррагамо. У модели, созданной им в 1938 году для Джуди Гарленд, был верх из золотой лайки, а пробковая платформа обтянута роскошной разноцветной замшей. Следующие десять лет дизайнер экспериментировал с различными видами платформы из прессованных слоев кожи, дерева и пробки, меняя ее форму, раскрашивая и украшая мозаикой из зеркал или сверкающими драгоценными камнями. Французский дизайнер обуви Роже Вивье стал еще одним новатором, так как создавал обувь на платформе с начала 1930-х годов. Он обнаружил пару старинной китайской обуви на блошином рынке в Париже и потом писал о том, как «...подробное изучение этих тапочек привело к тому, что я придумал платформу.

Super Elevated Ghillie (1993)

Наоми Кэмпбелл в обуви на платформе на руках у Вивьен Вествуд на Лондонской неделе моды.

Авангардные Armadillos (2011)

Экстремальный дизайн платформы от Alexander McQueen превратил человеческую ногу в фантастическую рептилию. Но моя радость быстро сменилась слезами. Когда я отправил ее в Нью-Йорк, мне сказали, что для американских женщин это недостаточно изысканно». Модель Вивье была отвергнута Германом Делманом (Deiman), производителем и ретейлером обуви, который начал свой бизнес в 1919 году. Вопреки его опасениям, что к. обувь не будет иметь спроса, фабрика Делма-k на продавала 2500 пар обуви на платформе I в неделю. Многие модели были отделаны золотом и серебром и выкрашены алюминием, чтобы блестеть в темноте. Распространению моды на платформу в Америке некоторым образом способствовала бешеная популярность кинозвезды Кармен Миранды. Ее рост был 160 см, и она компенсировала его недостаток на сцене и на экране с помощью огромных платформ, созданных Тедом Савалем (Ted Saval). К 1941 году обувь на платформе оказалась на пике моды. Платформу «Teeter» от Joseph Salon рекламировали в дамских журналах, ее высота достигла 12,7 см. Palter de Liso, нью-йоркская обувная компания, основанная в 1919 году, выпускала модели с золотой отделкой с верхом из замши цвета драгоценных камней и ремешками на щиколотке. И все же царствование платформы было недолгим, и к 1950-м годам ее полностью вытеснил каблук-шпилька. Она исчезла почти на двадцать лет, но только для того, чтобы воскреснуть в еще более грандиозном виде в 1970-х годах.

В 1971 году Sunday Times писал о «чудовищных сапогах на огромной, похожей на дубину танкетке». Гламурных рок-звезд, включая Дэвида Боуи и Элтона Джона, видели на сцене в обуви на диковинной платформе мультипликационных пропорций. Гламурные рок-платформы надевали для создания на сцене броского, театрального и андрогинного образа. Многослойность платформы подчеркивали полосы из металла или кожи основных цветов, чтобы привлечь внимание к ее высоте и отличить от ортопедической обуви, с которой платформу постоянно сравнивали в прессе. Платформа стала настоящим подарком для мужчин маленького роста, включая Элтона Джона, который признался, что по этой причине и носит такую обувь.

Она оставалась на пике популярности довольно долго - и в 70-х, и в 80-х годах. Ее выпускали такие фирмы, как Candies, Master John и Cherokee. Платформа ассоциировалась не только со стилем диско, но и с модой «суперфлай», основанной на одноименном фильме «Суперфлай» (1972), звездой которого стал Рон О'Нил. Саундтрек, написанный Кертисом Мейфилдом, стал бестселлером. Преувеличенно мужской стиль одежды, в которой щеголяли герои картины, включал в себя обтягивающие рубашки, расклешенные брюки с высокой талией и сверкающие драгоценности. Айзек Хейз, написавший саундтрек к фильму «Шафт» (1971), имел двадцать семь пар обтягивающих ногу ботфортов на платформе. Писатель Том Вулф очень ярко описал этот образ в своем эссе «Похотливый шик» (1973): «Все молодые тузы и пижоны кучкуются перед клубом «Монтерей» в двухцветных лаковых «Пирамидах» с каблуками в пять дюймов, которые расширяются внизу, чтобы соответствовать -клетчатым расклешенным брюкам в стиле ар-деко от Pierre Chareau с отворотами глубиной три дюйма и очень узкими наверху». Описанная Вулфом обувь напоминает о еще одном варианте мужской обуви - двухцветных спектаторах, которые занимали особое место в афроамериканской культуре начиная с 1920-х годов.

В 1972 году Montreal Gazette опубликовала фотографию торговца обувью Билла Шиллана, державшего в руках модель «El Padrino», или Godfather Shoe, созданную Роном Скоттом из Gentlemen's Jodphur (основана в 1971 году), американским дизайнером обуви и ретейлером. Верх «El Padrino» представлял собой звездно-полосатый американский флаг, а плексигласовый каблук был высотой 10,16 см и мог выполнять роль аквариума, заглянуть в который можно было через отверстие в подошве. Репортер заканчивал так: «Думаете, в этом есть какой-то подвох? Вы правы. Эти туфли не для продажи и тем более не для ношения». Модель «El Padrino» явно была всего лишь рекламным ходом.

Платформы были популярны в 1990-х годах. Пионерами десятилетия в этом плане стали Вивьен Вествуд и ее модель «Elevated Court Shoe» в коллекции Portrait (осень-зима 1990) и Джон Флувог, создавший каноническую модель «Munster Shoe», в которой певица Леди Мисс Кир появилась на обложке дебютного альбома группы Deee-Lite под названием World Clique (1990). Мадонна также носила «манстеры» на каблуке «Людовик» в своем фильме «В одной постели с Мадонной» (1991). В 1980-е годы коллекции Вествуд становились все более историческими (например, «Пираты»), и ее интересы в обуви отражают веру в то, что в одежде должна быть «героическая идея».

Модельер предложила контраст доминирующему минимализму от Prada, итальянского лейбла, передавшего дух времени с помощью скромной черной одежды, обуви и сумок из неопрена. Коллекция Вествуд была абсолютно противоположной: модели как будто сошли с полотен Ватто или Фрагонара в своих платьях из черного бархата-стрейч, украшенных изысканной золотой вышивкой в стиле рококо и фотографическими принтами, такими как «Дафнис и Хлоя» Франсуа Буше (1743). Вествуд потратила немало времени на изучение живописи XVIII века. Сделанные из сверкающей лаковой черной кожи или коричневой замши «Elevated Court Shoe» имели скрытую платформу. Спереди она выглядела как нос корабля, и в туфлях был широкий, слегка расширяющийся книзу каблук, чтобы уравновесить форму. При таком броском силуэте никакие внешние украшения не требовались. В коллекцию также вошли оксфорды на платформе с коричневыми кожаными крыльями, отходящими от верха туфель. Это были «Elevated Wing Shoe».

После коллекции «Портрет» Вествуд экспериментировала с той же формой. Сделала скрытую платформу и каблук еще выше в модели «Super Elevated Fur Boot» (из серой замши); в «Super Elevated Court Shoe» (из искусственной кожи крокодила) и в самых скверных «Super Elevated 1 Ghillie», в которых появилась Наоми Кэмпбелл. Все эти эксперименты она оправдывает тем, что любит «ставить женщину на пьедестал, причем в прямом смысле этого слова». В 1991 году New York Times объявила о том, что репортер назвал «новым пробуждением платформы», добавив несколько слов предупреждения: «Любая платформа позволяет женщине выглядеть выше и стройнее.

A. F. Vandevorst (осень-зима 2009)

Скрытая платформа - это популярная инновация 2000 годов, которая визуально и физически компенсирует очень высокий каблук.

И такая обувь выглядит замечательно в сочетании с длинной узкой юбкой, так как она придает совершенно новые пропорции силуэту. Но такую обувь сложно и даже потенциально опасно носить. Достаточно просто споткнуться, и вам, возможно, придется заменить туфли гипсом». Кэмпбелл следовало бы тоже проявить осторожность: на показе коллекции Вествуд она споткнулась, к восторгу фотографов и модной элиты.

В 1992 году Карл Лагерфельд из модного дома Chanel также показывал платформы, но куда более скромные. Это были сандалии из черной замши. Высота подошвы - 5 см, высота каблука - 12,5 см. Ремешок вокруг щиколотки застегивался на «липучку». Подход Лагерфельда отсылал к оригиналу 1940-х годов и заслужил анализа журналиста Уильяма Граймса в New York Times, который явно влюбился в тренд: «Это парадоксальная обувь. Она меняет суть сандалий, созданных для солнца и свежего воздуха. В данном случае сандалии выступают на службе мрачной ночи. Подошва неуклюжая, но легкая. Натуральный необработанный материал служит созданию искусственного образа. Благодаря элегантному ремешку на щиколотке в сандалиях от Chanel ступня кажется прекрасной рабыней».

В 1995 году в коллекции «Да здравствует Кокотка» Вествуд заменила толстый расширяющийся книзу каблук, который дополнял ее платформу, металлической шпилькой с диском внизу для равновесия. Это стало революцией (пусть и сомнительной) и предвосхитило инновации в дизайне обуви больше чем на десять лет.

Открытая платформа от Sergio Rossi без боковин (коллекция весна-лето 2012). Гламурная платформа от Aperlai вдохновленная глэм-роком 70-х (коллекция осень-зима 2011). Каноническая платформа от Christian Louboutin.
Туфли «DaffodiLs» надела на королевскую свадьбу в 2011 году знаменитая Виктория Бэкхем. Платформа в стиле техно от Pierre Hardy. Замшевые туфли отличаются четкой определенностью отдельных элементов. Высокая платформа от Lorenzi Лодочки из черной замши на платформе с украшением в виде цветка из красной лакированной кожи (дизайн 2011 года). Художественная платформа от Nicholas Kirkwood. Это дань искусству художника Кита Харинга (дизайн 2011 года).

В 2009 году сандалии на платформе Tribute от Yves Saint-Laurent стали началом царствования высокой платформы. На контрасте с широкими каблуками, которые сопровождали платформу в 70-х и 90-х годах, высокий и тонкий каблук 2000-х придает туфлям элегантность. Виктория Бэкхем надела на свадьбу принца Уильяма и Кейт Миддлтон в Вестминстерском аббатстве в 2011 году созданные специально для нее туфли Daffodils от Christian Louboutin, выкрашенные специально в тон ее наряда (высота каблука 16,5 см, высота скрытой платформы 6,35 см). Николас Кирквуд, дизайнер обуви, создавший многие из самых роскошных экспериментальных моделей, рассуждал в 2011 году: «Каблук высотой десять сантиметров... Ну, мне он кажется несколько «мамочкиным» и низковатым, не так ли?» В том же году в статье под названием «Подъем высокой платформы» журналистка Джесс Картнер-Морли написала: «В высокой платформе определенно нет ничего «мамочкиного». Традиционный каблук-шпилька - это элегантное дополнение. Новая платформа не оставляет никаких сомнений в своей способности раздавить соперниц. Это 4x4 мира обуви». Интересно, что на этот раз мужчины отказались участвовать в возрождении платформы в отличие от горячих деньков гламура 70-х. Обувь стала исключительно женской.

Содержание статей об истории обуви

ВведениеОбувь до XVI векаСандалииМокасиныМюлиГладиаторыШлепкиТабиТуфли с пряжкамиВинклпикерыСабоЭспадрильиБотфортыПлатформаТанкеткаXVI-XVIII векаРидингиДжекбутыБрогиСлапсолыОксфордыКаблук «Людовик»БалеткиГамашиТапочкиКубинский каблукВаленкиXIX векВеллингтоныУгги«Мэри Джейн»Наборный каблукТеннисные туфлиСапоги челсиСапоги на пуговицахЛодочкиКовбойские сапогиСпектаторыОбувь-фетишXX векТуфли для гольфаТуфли для тангоDr.MartensПиратские сапогиКроссовкиВысокие туфли без каблукаРемешок вокруг щиколоткиБайкерские сапогиТуфли с открытой пяткойЛоферыБотильоныПенни-лоферыТуфли с открытым носкомДезертыКриперыШпилькаМюли SpringolatorКаблуки-рюмочкиОртопедические сандалииЛодочки «Пилигрим»Сапоги-чулкиСапоги гоу-гоуЛуноходыКаблук-конусОбувь для работы