Обувь-фетиш

Материал из СпецОдежда
Перейти к: навигация, поиск
« Нет более несчастного создания под солнцем, чем фетишист, который желает её туфельку, а ему приходится платить за целую женщину »


Обувь-фетиш далеко уходит к истокам их появления. Желание относиться к туфлям как к объекту эротических устремлений берет начало в детстве. Так считал психоаналитик Зигмунд Фрейд. В 1927 году он написал, что появление предмета-фетиша — результат того, что ребенок мужского пола в период раннего сексуального развития осознал отсутствие пениса у матери. В страхе перед возможной кастрацией - если это случилось с его матерью, то может случиться и с ним — он придумывает суррогат, который становится для него предметом-фетишем, без которого любое сексуальное удовольствие проникнуто тревогой.

Самый ранний пример обувного фетишизма появляется в романах писателя Ретифа де ла Бретонна (1734-1806), для которого туфли его возлюбленной Колетты были олицетворением ее самой: «Увлеченный бурной всепоглощающей страстью к Колетте, я представлял, что вижу и чувствую ее во плоти, лаская туфли, которые она недавно надевала. Я прижимался губами к одной из драгоценностей, тогда как другая заменяла мне бешеную хватку женщины... Это странное безумное наслаждение как будто - как мне подобрать слова? - как будто вело меня к самой Колетте». Туфли становятся завораживающим талисманом, и когда они оказываются на виду, у мужчины чаще бьется сердце, особенно в те исторические периоды, когда показывать ноги было табу.


Обувь-фетиш середины XIX века из белой и красной кожи создана, чтобы позировать, а не ходить
В 1950-х годах иллюстратор Эрик Стентон работал на многие андеграундные фетишистские издания и рисовал очень высокие и тонкие каблуки
Высокие каблуки в обуви-фетише должны увеличивать женское тело и ограничивать его движения


Что именно в ступне и обуви наиболее эротично? Об этом спорили многие поколения, но если посмотреть на историю и культуру, некоторые особые черты становятся явными. Ступня должна быть изящной, идеальной по форме и - для многих - обута в тесную туфельку. С самого начала обувь-фетиш представляла собой преувеличенные формы обычной обуви: очень высокие каблуки, шнуровка с большим количеством дырочек, высоченная платформа, ослепительно блестящая поверхность и крупные пряжки. Первые специально созданные туфли-фетиши появились в спальне в 1890-х годах, и «будуарные туфли» стали романтической фантазией на тему туфель Кромвеля XVII века. Невероятно высокие деревянные каблуки означали, что носить их можно было только дома, отсюда и название. В них женское тело слегка наклонялось вперед, женственные формы становились заметнее, а кончики туфель должны были лишь выглядывать из-под юбки, чтобы ножка казалась крошечной.

Организованное фетиш-движение

В 1930-х годах началось организованное фетиш-движение, когда фотограф Джон Уилли начал издавать такие журналы, как London Life и Bizarre. В этих журналах признавалась власть обуви-фетиша, когда ее носила роковая женщина с хлыстом в руке. Такой же персонаж можно было увидеть в работах иллюстратора Эрика Стентона, который в качестве обуви-фетиша предпочитал мюли на очень высоких каблуках. В 1950-х годах каблуки-шпильки (стилеты) вошли в мир обуви-фетиша. Некая Пола Санчес, писавшая для журнала Bizarre в это десятилетие, отмечала, что главным в такой обуви было то, как она меняла походку ее владелицы: «Очень высокие каблуки заставляют женщину выпрямить спину, грудь устремляется вперед, по телу проходит привлекающая взгляд волна. Бедра при ходьбе покачиваются из стороны в сторону... И это движение, напоминающее гавайский танец «хула», становится автоматическим».

Если каблуки обуви-фетиша очень тонкие, то у пятки практически нет опоры. Поэтому щиколотки вынуждены выполнять компенсаторное движение, которое приводит к «боковой качке», как это называет Дэвид Кунцле в своей работе «Мода и фетишизм» (1982). Обувь-фетиш призвана преувеличить женские формы, ограничивая женщину в движении. Дизайн не позволяет много ходить, но при этом заставляет тело принять максимально призывную позу: грудь вперед, таз для равновесия назад. Экстремальная высота каблуков дает психологическую и сексуальную власть, обеспечивает доминирующее фаллическое присутствие.

В 1960-х годах мода была готова флиртовать с этой запретной территорией. Сексуальная одежда, сапоги до колен и кожаные комбинезоны вошли в моду. Многие модели создавали специализированные фирмы, такие как AtomAge, во главе которой стоял дизайнер одежды Джон Сатклифф. В 1970-х преувеличенная платформа и ремешок вокруг щиколотки позволили обуви-фетишу достичь головокружительной высоты.

« Секс беспокоит англичан больше всего на свете, поэтому здесь я и буду атаковать
Вивьен Вествуд
»

К концу десятилетия Вивьен Вествуд позволила себе напрямую обратиться к садомазохистскому андеграунду вколлекции Bondage Collection (1976). Ее вдохновил секс-клуб в Сохо Louise's, который посещали экзотические танцовщицы, артисты-трансвеститы и любители связывания. Вествуд использовала ремни, пряжки, кожу и леопардовые шкуры для создания туфель и сапог, которые шокировали обычных британцев.

Высокий обувной каблук

Дизайнер обуви Кристиан Лубутен тоже осознавал власть обуви-фетиша. Одним из его ранних воспоминаний была прогулка в парижском «Луна-парке» в возрасте десяти лет. Тогда он «увидел женщину, довольно потрепанную, всю в черном, с огромной шевелюрой, как у Ким Новак. На ней был черный костюм и белые чулки со швом. Каблуки были тонюсенькими. Я не мог в это поверить! Я последовал за ней, я шел за ее туфлями около получаса. Потом какой-то парень схватил меня за плечо, дал пинка и сказал: «Пошел вон!» Я шел за проституткой». Лубутен успешно использовал высокие каблуки и лаковую черную и красную кожу, превратив их в атрибут высокой моды. В таких туфлях Виктория Бэкхем появилась на свадьбе принца Уильяма и Кейт Миддлтон в 2011 году. В 2007 году Лубутен вместе с кинорежиссером Дэвидом Линчем создал обувь-фетиш для серии фотографий, выставленных в Париже в Galerie du Passage под названием «Фетиш». Забыв о практичности, Лубутен довел дизайн до крайности, использовав каблуки высотой 25 см и сиамские туфли, которые соединялись в области пяток.

Содержание статей об истории обуви

ВведениеОбувь до XVI векаСандалииМокасиныМюлиГладиаторыШлепкиТабиТуфли с пряжкамиВинклпикерыСабоЭспадрильиБотфортыПлатформаТанкеткаXVI-XVIII векаРидингиДжекбутыБрогиСлапсолыОксфордыКаблук «Людовик»БалеткиГамашиТапочкиКубинский каблукВаленкиXIX векВеллингтоныУгги«Мэри Джейн»Наборный каблукТеннисные туфлиСапоги челсиСапоги на пуговицахЛодочкиКовбойские сапогиСпектаторыОбувь-фетишXX векТуфли для гольфаТуфли для тангоDr.MartensПиратские сапогиКроссовкиВысокие туфли без каблукаРемешок вокруг щиколоткиБайкерские сапогиТуфли с открытой пяткойЛоферыБотильоныПенни-лоферыТуфли с открытым носкомДезертыКриперыШпилькаМюли SpringolatorКаблуки-рюмочкиОртопедические сандалииЛодочки «Пилигрим»Сапоги-чулкиСапоги гоу-гоуЛуноходыКаблук-конусОбувь для работы