Ботфорты (история обуви)
![]() |
Ну, если вы хотите видеть меня в коротенькой мини-юбке и ботфортах, сначала мне нужно поужинать | ![]() |

Ботфорты — увлекательная история развития обуви в откровенных деталях. В 1960-х годах мини-юбки превратились в микро и появились сапоги с самым высоким голенищем. Даже в эпоху идущего по нарастающей сексуального освобождения женщин сапоги-ботфорты шокировали. Только очень смелая женщина могла позволить себе их надеть. В 1967 году секс-символ Брижит Бардо оседлала «Харлей-Дэвидсон» в клипе к песне "JeT'Aime Moi Non Plus", написанной Сержем Генсбуром. В клипе Бардо со спутанными волосами одета в крохотную кожаную мини-юбку и пару сверкающих черных ботфортов от Roger Vivier. Миллионы мужчин не могли отвести от нее взгляд.
Для дизайнера Роже Вивье подобные эксперименты были естественны. В 1963 году он первым создал завораживающую пару ботфортов из крокодиловой кожи на низком каблуке и слегка зауженным носком для Ива Сен-Лорана. Балетный танцовщик Рудольф Нуриев надел крокодиловые ботфорты сразу, как попал в Европу из-за «железного занавеса».
Идею подхватили другие французские кутюрье, в том числе и Эмануэль Унгаро (Emanuel Ungaro), сотрудничавший с Вивье. В 1968 году Пьер Карден предлагает носить ботфорты из лакированной кожи с монохромными платьями-футлярами из джерси и лаковыми перчатками до локтя в тон. Джейн Фонда продемонстрировала другой вариант ботфортов в роли Барбареллы из одноименного фильма того же года. Ее белые ботфорты, созданные итальянским художником по костюмам Джулио Колтеллаччи, удерживались кожаными ремешками, доходившими до плеч.
Аура сексуальности и силы, исходившая от таких сапог, не удивляет: ботфорты «выросли» из форменных сапог наполеоновской тяжелой кавалерии, мушкетерских сапог и обуви средневековых рыцарей. Поэтому ботфорты несут в себе очень мощный мужской заряд, вызывая в памяти образы солдат и дерущихся на дуэли мушкетеров. Но они смущают, если их носит женщина, например Жанна д'Арк, которая первой надела их. Во время суда в 1431 году она готова была согласиться с единственным обвинением: она осмелилась носить мужские военные сапоги на поле битвы и вне его.


В 1950-х годах сексуальность ботфортов подхватила индустрия фетишей, особенно фотограф Ирвин Клоу, которого называли «Королем девушек с обложки». Его модель появлялась в ботфортах со шнуровкой сзади, как на корсете. Потом фетиш-стиль подхватили панк-рокерши. Это случилось после того, как Вивьен Вествуд взяла стиль садомазохистов и превратила его в авангард моды в своей коллекции Bondage Collection в 1976 году.
Бутик Вествуд под названием Sex на Кингс-роуд в Лондоне стал Меккой для нового поколения несогласных. Их обслуживала ее ассистентка Джордан в резиновой мини-юбке и ботфортах из ПВХ, своего рода униформе шокирующего шика. Она следовала эдикту Вествуд: «Секс беспокоит англичан больше всего на свете, поэтому здесь я и буду атаковать». Панк-идолы Сиукси Сиу из The Banshees и Дебби Харри из Blondie носили ботфорты, как делал это и Адам Ант, поп-звезда и новый романтик. Но к концу 1980-х годов ботфорты остались в мире мимов и фетиш-энтузиастов. Потребовался художественный фильм «Красотка» (1990), чтобы вернуть эту сексуальную женскую обувь в моду.

Вскоре они стали для известных женщин средством показать свою гиперсексуальность. К примеру, когда экстравагантная манера одеваться жён и подруг высокооплачиваемых спортсменов начала оказывать влияние на моду, ботфорты носила Виктория Бекхэм в сочетании с футболкой и джинсами-скинни. Ботфорты из черной кожи с узкими длинными носками предложили темпераментный итальянский дизайнер Роберто Кавалли (осень-зима 2001) и Дом Chanel (осень зима 2005). Стелла Маккартни создала несколько пар из перфорированной искусственной кожи в 2009 году. В том же году певица Мадонна на ежегодном вечере Института костюма в Нью-Йорке появилась в очень узких брюках из голубого атласа и кожаных ботфортах от Louis Vuitton на преувеличенных каблуках «Людовик».
Многие модные дома, такие как Hermes и Louis Vuitton, прибегли к услугам фирмы Jean-Caborit, которая делает ботфорты из самой лучшей кожи для женщин и мужчин из мира высокой моды, участников исторических реконструкций и фетишистов. В наши дни эти сапоги символизируют высочайшую сексуальную уверенность в себе, они очень схожи с обувь-фетиш. Певица Рианна появляется в ботфортах, которые закрывают все бедро. Модный критик Стивен Бэйли говорит, что «такой стиль одновременно скрывает и рекламирует: любопытный взгляд обязательно устремится к местам, более сложным, чем колено. Любой жест «посмотри на меня» имеет эротический характер».
Содержание статей об истории обуви |
Введение • Обувь до XVI века • Сандалии • Мокасины • Мюли • Гладиаторы • Шлепки • Таби • Туфли с пряжками • Винклпикеры • Сабо • Эспадрильи • Ботфорты • Платформа • Танкетка • XVI-XVIII века • Ридинги • Джекбуты • Броги • Слапсолы • Оксфорды • Каблук «Людовик» • Балетки • Гамаши • Тапочки • Кубинский каблук • Валенки • XIX век • Веллингтоны • Угги • «Мэри Джейн» • Наборный каблук • Теннисные туфли • Сапоги челси • Сапоги на пуговицах • Лодочки • Ковбойские сапоги • Спектаторы • Обувь-фетиш • XX век • Туфли для гольфа • Туфли для танго • Dr.Martens • Пиратские сапоги • Кроссовки • Высокие туфли без каблука • Ремешок вокруг щиколотки • Байкерские сапоги • Туфли с открытой пяткой • Лоферы • Ботильоны • Пенни-лоферы • Туфли с открытым носком • Дезерты • Криперы • Шпилька • Мюли Springolator • Каблуки-рюмочки • Ортопедические сандалии • Лодочки «Пилигрим» • Сапоги-чулки • Сапоги гоу-гоу • Луноходы • Каблук-конус • Обувь для работы |