Балетки

Материал из СпецОдежда
Перейти к: навигация, поиск
Балерина Мария Тальони (1832). Она первой станцевала весь балет на пуантах

Балеткилодочки, прообразом которых были пуанты. Балеринам нужна обувь с максимально тонкой подошвой, чтобы они чувствовали пол и выгибали стопу. В отличие от других фасонов обуви в балетных туфлях нет разницы между правой и левой ступнями: они создаются так, чтобы садиться по ноге.

« Возможно, (балетки) привлекают приверженцев шлепок последних лет
Ричард Оликер
»

На заре эры балета танцовщицы выступали в тяжелых париках и туфлях с пряжками, тогда как мужчины могли свободно прыгать по сцене в трико. Но к XVIII веку женщины начали получать главные роли, и поэтому их балетные туфли просто обязаны были измениться. К XIX веку, когда художники и поэты, исповедовавшие романтизм, жаждали видеть своих муз воздушными, в балете появились мириады нимф, фей и девушек-лебедей. Все они, по определению, должны были парить над землей, так появился танец на пуантах. Считается, что в 1832 году Мария Тальони первой станцевала весь балет - «Сильфиду» - на кончиках пальцев.

Так как танцовщицы пытались создать иллюзию парения, появились особые балетные туфли, помогающие им двигаться. Розово-телесный цвет ткани создавал впечатление непрерывности потрясающих линий тела. Балетные туфли шили из нескольких слоев мешковины и холста, пропитанных клеем для жесткости, и покрывали сверху атласом. Низ такой обуви - это три кожаные и картонные стельки, склеенные вместе и прошитые.

В мыске пуантов есть деревяшка, закрытая прокладкой из овечьей шерсти, которая позволяет балерине выполнять пируэты и арабески на кончиках пальцев.

Самым известным поставщиком балетных туфель был Сальваторе Капецио (Capezio), родившийся в Италии и эмигрировавший в Америку в 1880-х годах. Он стал сапожником и открыл мастерскую в Нью-Йорке на углу Бродвея и 39-й улицы. Мастерская была расположена напротив Метрополитен-оперы, и вскоре он уже чинил разнообразную театральную обувь, включая пуанты. Считая, что он сможет улучшить их конструкцию, Капецио начал выпускать собственную модель. Она оказалась настолько удобной, что в 1910 году ее приобрела прима-балерина Анна Павлова, а потом купила ее для каждой балерины из своей труппы.

Компания Freed of London Ltd была основана в 1929 году и со временем стала самым крупным производителем пуантов в мире, производя до 1000 пар в день для требовательных балерин, которые, как известно, изнашивают более пяти пар в неделю. И еще одно известное имя: Якоб Блок (Jacob Bloch) начал шить вручную балетные туфли в 1932 году. А широко известная компания Repetto появилась в 1947 году. Госпожа Роза Репетто по просьбе своего сына, танцора и хореографа Ролана Пети, решила создать более удобные балетные туфли. Она придумала новый метод шитья, инновационную технику «прошить и вывернуть». В этом случае стежки выполнялись под подошвой, которую потом выворачивали с изнанки на лицо. Эта техника соединения подошвы и верха обеспечивала стопам невероятный комфорт. Говорили, что у танцовщиков создавалось впечатление, будто они босиком. Рудольф Нуриев на протяжении всей карьеры носил туфли Repetto за исключением одной изношенной пары от Camba, которая была продана на аукционе Christie's в 1996 году за 18 619 долларов США.


Одри Хепберн (1957)
Известно, что на съемках фильма «Забавная мордашка» (1957) актриса спорила с режиссером Стэнли Доненом, утверждая, что в балетках её ступни будут казаться на экране слишком большими.

Американский дизайнер Клер МакКарделл (Claire McCardell) одной из первых поняла, что балетные туфли могут быть модными. Она решила использовать балетные туфли от Capezio в своей коллекции 1941 года и попросила дизайнера добавить к ним твердую подошву. Когда в универмаге Lord&Taylor начали показывать модели дневной обуви на основе балетных туфель, их назвали балетками.

Впервые балетки появились в моде как обувь восставших тинейджеров 1950-х годов, когда их носили битники. Молодые люди, впитавшие идеи экзистенциализма философа Жан-Поля Сартра и битниковской прозы писателя Жака Керуака, искали новые формы выражения в одежде. Она должна была символизировать недостаток понимания, с которым подростки столкнулись во взрослом мире.

Феррагамо и Хепберн

У Сальваторе Феррагамо были деревянные колодки для каждой знаменитой клиентки. На снимке колодка Одри выставлена рядом с ее балеткой.

Это чувство ярко выражено в поэме Алана Гинсберга «Вопль» 1955 года. Культурным воплощением стиля стала кинозвезда Брижит Бардо, которую писательница Симона де Бовуар, исповедовавшая идеи феминизма, назвала «лучшим образцом освобожденной женщины в послевоенной Франции». Бардо занималась балетом и знала о репутации Repetto. Получив роль свободолюбивой Жюльетты в первом фильме режиссера Роже Вадима «И Бог создал женщину» (1956), она попросила компанию создать для нее специально адаптированные балетные туфли с долговечной подошвой, которые можно было бы носить днем на улице. В результате получились красные балетки «Золушка», которые Бардо носила на экране и в жизни, сочетая их с брюками-капри и полосатой тельняшкой. Этот наряд стал олицетворением залитых солнцем пляжей Сен-Тропе. Фирма Repetto вышла за рамки нишевого бренда, выпускающего балетную обувь, и была готова войти в основное направление моды, предложив образ для тысяч молодых женщин. В балетках сохранились некоторые элементы балетных туфель, например кайма из ленты по краю низко вырезанных лодочек и сборка спереди на союзке. Балерины использовали шнурок, чтобы подогнать туфли по ноге, но в балетках он превратился в декоративный бантик, который в наши дни остается фокальной точкой балеток.

Сексуальный котенок в балетках

Знаменитости продолжали носить балетки. В 1957 году голливудская икона Одри Хепберн в фильме «Забавная мордашка» сыграла девушку-битника, ставшую топ-моделью. Хепберн сомневалась по поводу своего экранного гардероба. Перед ключевой сценой она пожаловалась режиссеру Стэнли Донену, что белые носки и балетки привлекут внимание к ее крупным ступням. Донен настаивал, объясняя, что носки позволят камере сфокусироваться на движениях ее ног во время главной сцены с песней и танцем, которую снимали в джаз-клубе Left Bank. Хепберн поддалась уговорам, и, когда фильм вышел на экраны, отправила Донену записку с извинениями: «Вы были правы насчет носков. С любовью, Одри». Вне экрана Одри носила балетки от Capezio и Сальваторе Феррагамо, не изменяя этому лейблу с 1954 по 1965 год. Феррагамо сшил ее любимые балетки из черной замши с низким овальным каблуком и на тонкой твердой подошве.

Брижит Бардо носила балетки «Золушка» с долговечной подошвой от Repetto и на экране, и в жизни.

Модель чем-то напоминала мокасины американских индейцев. К концу десятилетия балетки словно предсказывали предстоящее нашествие юности в моду. Мюли и высокие каблуки казались старомодными, вульгарными и претенциозными по сравнению с этой молодежной обувью. Но, по иронии судьбы именно 60-е стали концом царствования балеток. Их женственная мягкость оказалась неуместной в моде, вдохновленной поп-артом и шиком уличного стиля. Но балетки снова вернулись в моду в конце 1980-х годов. Этому способствовало то, что Диана, принцесса Уэльская, на фото часто появлялась в них. В 1991 году дизайнер обуви Франко Фьерамоска (Franco Fieramosca) запустил собственную линию, и влияние Дианы стало очевидным, когда он сказал: «Балетки из бледно-розовой замши выглядят утонченными и подходящими для леди. Когда я создавал их, меня вдохновлял образ леди Дианы, поднимающейся в самолет. На ней были узкие габардиновые брюки и блейзер. И вы могли бы подумать, что к такому наряду подошли бы мужские ботинки, но ее балетки выглядели феноменально!» Изящные линии балеток Дианы от ее любимого лейбла French Sole стали контрапунктом минималистских линий моды 1990-х годов. Они подходили и для непринужденного стиля гранж. Они сочетались и со стилем гранж-рок из Сиэтла, и со свободной аурой Кейт Мосс, когда она снималась в рекламе для СК1.

Вивьен Вествуд придает балеткам нотку роскоши с помощью нежного цвета и декора.

Балетки телесного цвета от Vivienne Westwood. Остроумные балетки из черной замши от Larin с ярко-красным помпоном. Изящные контрастные балетки от Chanel из черно-белой кожи.
Балетки на платформе от Acne, отвергая легкость, добавляя платформу и каблук из резины. Балетки с фруктами от Charlotte Olympia. Удивительные разноцветные балетки из замши ярко-синего и нефритового цветов от Pierre Hardy.


French Sole - мировой лейбл, который начинал в 1989 году как компания торговли по почте, основанная дизайнером Джейн Винкворт (Jane Winkworth) для продажи исключительно балеток. Благодаря патронажу принцессы Дианы лейбл оказался достаточно успешным, чтобы в 1991 году открыть свой первый магазин в Фулхэме (Лондон). Компания производит балетки с более чем 500 сочетаниями цветов, текстур и фасонов. Они сохраняют вид оригинальных балетных туфель, но у них функциональная прочная подошва и разнообразный верх, от шкуры пони с модным леопардовым принтом до плетеной бронзовой кожи. Балетки садятся по ноге так же, как пуанты прима-балерин. Их модели «Low-cut» и «Henrietta» носят Кейт Мосс, Мадонна и Сиенна Миллер. В 2000-х годах балетки стали городской классикой, и свои версии запустили большинство брендов, включая Lanvin, Tory Burch, Міu Міu, Chloe, Marc Jacobs и Pretty Ballerinas. В 1999 году фирму купил Жан-Марк Гоше (Jean-Marc Gaucher), в прошлом глава Reebok (Франция). Он возродил этот оригинальный бренд благодаря сотрудничеству с Karl Lagerfeld, Kenzo и Comme des Gargons. В 2009 году в моду вошли оригинальные балетные туфли от Gandolfi, которые были замечены на ногах певицы Эми Уайнхауз. Они были необычными, их грациозная форма и нежно-розовый цвет совершенно не соответствовали саморазрушению певицы. К 2010-м годам балетки стояли особняком среди множества шпилек. Они классический пример обуви, выдержавшей испытание временем, сумевшей перейти со сцены на улицы.

Содержание статей об истории обуви

ВведениеОбувь до XVI векаСандалииМокасиныМюлиГладиаторыШлепкиТабиТуфли с пряжкамиВинклпикерыСабоЭспадрильиБотфортыПлатформаТанкеткаXVI-XVIII векаРидингиДжекбутыБрогиСлапсолыОксфордыКаблук «Людовик»БалеткиГамашиТапочкиКубинский каблукВаленкиXIX векВеллингтоныУгги«Мэри Джейн»Наборный каблукТеннисные туфлиСапоги челсиСапоги на пуговицахЛодочкиКовбойские сапогиСпектаторыОбувь-фетишXX векТуфли для гольфаТуфли для тангоDr.MartensПиратские сапогиКроссовкиВысокие туфли без каблукаРемешок вокруг щиколоткиБайкерские сапогиТуфли с открытой пяткойЛоферыБотильоныПенни-лоферыТуфли с открытым носкомДезертыКриперыШпилькаМюли SpringolatorКаблуки-рюмочкиОртопедические сандалииЛодочки «Пилигрим»Сапоги-чулкиСапоги гоу-гоуЛуноходыКаблук-конусОбувь для работы